Сбор, систематизация, обработка инженерно-геологической информации
Затем проводят наземное или аэровизуальное рекогносцировочное обследование вариантов трассы. Обследуются проявления ЭГП, участки перехода трассы через реки, озера, прижимы, естественные обнажения, водопроявления. По вариантам трассы в интересных по геологическим соображениям местах проходят отдельные выработки глубиной до 5 м (одна выработка на участок варианта трассы, однородный по инженерно-геологическим условиям). В отдельных случаях на сложных по геологическим условиям участках проводят инженерно-геологическую съемку масштаба 1 : 5000 - 1 : 25 ООО.
Горно-буровые работы и съемка сопровождаются инженерно-геологическим и гидрогеологическим опробованием. Определяют классификационные показатели свойств грунтов по малым выборкам для характеристики МГТ-1 и МГТ-2 и химический состав грунтовых вод. Для оценки мощности рыхлых пород, их разреза, глубины сезонного промерзания применяют электропрофилирование и сейсморазведку. На выбранном варианте трассы инженерная задача состоит в разделении трассы на участки типового и индивидуального проектирования и в компоновке сооружений трубопровода (станции комплексной подготовки, компрессорные и наблюдательные станции, водонапорные башни и др.).
Инженерно-геологические изыскания трассы должны дать
материал для решения инженерной задачи, поэтому по своему содержанию они
отвечают этапу IIб.
Предварительная инженерно-геологическая разведка трассы
включает проходку горных и буровых выработок по оси трассы и по поперечникам,
размещаемым на косогорах, заболоченных территориях, участках проявления
ЭГП. Для простых геологических условий нормативы рекомендуют располагать
выработки по оси трассы на расстоянии 0,2-0,5 км друг от друга. Однако это может
привести к необоснованному и существенному завышению объемов работ,
особенно при наличии участков со сложными инженерно-геологическими
условиями. Для определения расстояния между выработками более рационально
рассчитать одномерный сппинф для каждого однородного в инженерно-геологическом
отношении участка. Помимо снижения объема работ такой подход более
обоснован в научном отношении. Выработки проходят на 1-2 м ниже отметки
заложения трубопровода. Опробование выработок проводится с целью определения
классификационных показателей и показателей коррозионной и агрессивной
активности пород и грунтовых вод.
На стадии РД инженерно-геологические изыскания ведут на участках индивидуального проектирования и на местах размещения сооружений в пределах предполагаемой сферы взаимодействия (этап III). На участках индивидуального проектирования, если на них развиты какие-либо ЭГП, проводят инженерно-геологическую съемку масштаба 1: 2000 — 1 : 5000, охватывающую всю область с неустойчивой структурой. Разведка участка производится по поперечникам с опробованием горных и буровых выработок. Для изучения ЭГП проводят опытные инженерно-геологические работы (пенетрацию, вращательный срез, полевое определение прочности) или геофизические исследования.
На участках размещения сооружений выработки располагают по расчетным сечениям сферы взаимодействия. Разрез грунтов основания должен быть вскрыт выработками и опробован па мощность сферы. В ходе опробования отбирают образцы грунтов для определения классификационных показателей и показателей прочности и сжимаемости, используемых в расчетах оснований. Разрез грунтов сферы взаимодействия должен быть расчленен на МГТ-3, охарактеризованные оценками показателей свойств, нужных для расчетов. При проведении инженерно-геологических изысканий для строительства трубопроводов в районах широкого развития карста, оползневого, селевого и других процессов, распространения многолетнемерзлых пород, просадочных грунтов и болот должны быть получены данные, необходимые для прогноза соответствующих процессов и разработки защитных мероприятий.